Упразднение традиционной российской адвокатуры
Адвокатское сословие, классово враждебное пролетариату и крестьянству (по оценке правительства большевиков), после революции в октябре 1917 г. почти полностью было либо репрессировано, либо подалось в эмиграцию. К 1921 г. из тринадцатитысячной армии профессиональных адвокатов в РСФСР осталось не более 650 человек.
Такое «таяние» адвокатуры объясняется тем, что Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.11.1917 «О суде» в п. 3 было предписано упразднить доныне существовавшие институты присяжной и частной адвокатуры. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными, отныне допускались все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.
Тем самым, максимизировав принцип равенства на доступ к правозащитной деятельности, молодое советское правительство признало адвокатское ремесло ненужным излишеством царского режима.
В том же году, 19 декабря 1917, была издана Инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». В соответствии с ней Народный комиссариат юстиции РСФСР образовал при революционных трибуналах коллегии правозаступников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками. В такие коллегии могли вступать любые лица, желавшие помочь революционному правосудию и представившие рекомендацию от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. – M.: ЮРКОМПАНИ, 2009. – Гл. 1, § 2.].
Согласно п. 6 названной Инструкции Наркомюста судебное следствие должно было происходить при участии обвинения и защиты.
Далее, в п. 7-11 Инструкции разъяснялось, что в качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола. При Революционном трибунале учреждалась коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Названная коллегия образовывалась путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Из состава коллегии правозаступников Революционный трибунал мог пригласить для участия в деле как общественного защитника, так и общественного обвинителя, а также назначить защитника, если обвиняемый не воспользовался своим правом выбора представителя.
Как видно из изложенных нормативных положений, защитником в уголовном и представителем в гражданском процессе мог стать любой желающий, кроме лиц, пораженных в правах. Конечно, о качестве юридической помощи, оказываемой «всеми желающими», можно только догадываться. Судя по тексту Инструкции, революционное правительство большевиков не находило более легкого занятия, чем обвинение и защита по уголовным делам, от которых зависела жизнь подсудимого. Если идти по такому пути нивелирования профессионализма в отраслях человеческой деятельности, то можно было создать и «коллегию лиц, посвятивших себя врачеванию», из которой любой желающий мог бы выбрать себе, допустим, хирурга, вступившего в профессию «путем свободной записи».
Согласно п. 6 Инструкции, содержание Революционного трибунала (следовательно, и членов коллегии правозаступников) относилось на счет государства, а размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Популярностью коллегии правозащитников у сторон судебных дел не пользовались, поскольку как таковой юридической помощи они оказать были не в состоянии. Граждане продолжали пользоваться услугами бывших присяжных и частных поверенных, имеющих дореволюционный опыт ведения судебных процессов.
7 марта 1918 г. был принят Декрет ВЦИК «О суде» № 2. Часть 7 этого Декрета «Об обвинении и защите» содержала статьи с 23 по 28, которыми:
- закреплялось, что судебное следствие происходит при участии защиты;
- при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты;
- в эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов;
- только эти лица получали право выступать в судах за плату;
- устанавливалось правило, согласно которому, если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначал ему защитника из коллегии правозаступников;
- кроме защитников из числа членов коллегий правозаступников в судебных прениях мог принимать участие один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Как видим, приведенные нормативные положения не ограничивали вступление в адвокатуру образовательными, профессиональными либо какими- либо иными цензами, кроме лояльности революционному советскому правительству, которая обеспечивалась полнотой власти над коллегиями правозаступников со стороны Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
30 ноября 1918 г. в свет вышло Положение о народном суде РСФСР, утвержденное очередным Декретом ВЦИК [Собрание узаконений РСФСР. — 1920. — № 15.].
Коллегии правозаступников этим Положением были преобразованы в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе (ст. 40). Члены этих коллегий приравнивались к должностным лицам и, в соответствии со ст. 42 Положения, получали оклад, равный окладу народного судьи.
Деятельность новой советской адвокатуры получила официальную оценку в работе В. И. Ульянова (Ленина), сохранившего, как известно, с первых лет профессиональной деятельности крайне негативное отношение к представителям правозащитной деятельности. «Мы, — писал он, — разрушали в России, и правильно делали, что разрушали, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием советских правозаступников» [Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Поли. собр. соч. — Т. 41.-С. 101.].
Положением о народном суде РСФСР 1920 г. [Собрание узаконений РСФСР. 1920. — № 82. — С. 407.] коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе были упразднены. В качестве защитников предписывалось привлекать любых лиц, вплоть до применения режима трудовой повинности с сохранением заработной платы по месту основной работы либо с выплатой вознаграждения для неработающих граждан. Привлечение к правозащитной деятельности населения в зачет отработки трудовой повинности не повысило уровень оказываемой населению юридической помощи.
26 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре, а 5 июля 1922 г. Наркомюст РСФСР издал Положение о коллегиях защитников. В соответствии с этим Положением были созданы коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции.
Органом управления таких коллегий был Президиум, избираемый общим собранием защитников.
Полномочия Президиума:
- прием в коллегию;
- отчисление из коллегии;
- наложение дисциплинарных взысканий;
- финансовая деятельность;
- административная деятельность.
В этом же году государством предпринимаются попытки поставить только что созданную адвокатуру, формально независимую, под политический контроль.
2 ноября 1922 г. Центральный Комитет Рабоче-крестьянской партии (большевиков) издает Циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегии защитников». Этим партийным документом предписывалось коммунистам-адвокатам объединяться во фракции, которые были подконтрольны губернским партийным комитетам.
При этом адвокатам из числа коммунистов запрещалось заниматься делами по защите контрреволюционеров, расхитителей имущества, взяточников, а также любых буржуазных элементов в спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. [Шаламов М. П. История советской адвокатуры. M., 1939. — С. 40.]
Следующим интересным документом является Положение о судоустройстве РСФСР от 11.11.1922 [СУ РСФСР. – 1922. – № 69. – Ст. 902.], которое в ст. 8 в качестве цели действия коллегий защитников называет обеспечение юридической помощи, причем не всему населению, а лишь трудящимся.
Из этой короткой статьи можно почерпнуть следующую информацию. Во-первых, юридическая помощь защитниками оказывалась не всем категориям граждан, а только трудящимся, то есть представителям правящего класса, что являлось реализацией принципа классовости. Во-вторых, коллегии защитников действовали под наблюдением губернских судов, то есть не были независимыми. И, наконец, в-третьих, что симптоматично, защитники упомянуты без определения «народные», тогда как тем же положением предусматривалось функционирование народных судов (ст. 1), народных следователей (ст. 7) и государственной (то есть тоже народной, так как советское государство декларировалось как народное) прокуратуры (ст. 6). Исключение адвокатуры из перечня «народных» правоприменительных учреждений вело к подрыву доверия со стороны революционных масс и нового чиновничества и существенно затрудняло правозащитную деятельность.
Пунктом «а» ст. 49 Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. к полномочиям председателя губернского суда отнесено наблюдение за деятельностью коллегии защитников.
Несмотря на то, что в годы нэпа многие российские присяжные поверенные и их помощники вернулись к своей профессии, советская адвокатура была значительно малочисленнее дореволюционной. Всего же в Москве и Петрограде в 1923 г. число адвокатов составляло всего 15—20% от численности дореволюционных защитников в этих городах. По РСФСР же общее количество адвокатов составляло 2800 человек, приблизительно 25% от дореволюционного уровня. В последующие годы нэпа состав коллегий защитников резко увеличивался, например, только с 1923 по 1927 г. в адвокатуру было принято 2000 членов [Филиппова Ю. А. Из истории русской адвокатуры // Адвокатская практика. – 2005. – № 4. -С. 11].
12 сентября 1928 г. коллегия НКЮ РСФСР приняла Постановление «О реорганизации коллегии защитников», в котором окружным судам предписывалось организовать коллективы адвокатов.
27 февраля 1932 г. НКЮ РСФСР утверждено новое Положение о коллективах членов коллегии защитников. В соответствии с этим Положением коллективы защитников в райцентрах и сельских населенных пунктах функционировали под прямым руководством президиумов областных и краевых коллегий защитников.
Согласно Положению прием в коллектив защитников производился добровольно, в каждом отдельном случае по заявлению вступающего в коллектив. Отказ в приеме мог быть обжалован в президиум коллегии защитников, постановление которого являлось обязательным. Членам коллегии защитников запрещалась всякого рода юридическая работа, за исключением педагогической, литературной и научной деятельности, а также работы юрисконсульта предприятий и учреждений обобществленного сектора — по совместительству [Филиппова Ю. А. Из истории русской адвокатуры // Адвокатская практика. — 2005. – № 5. – С. 2].
Органами управления адвокатского коллектива являлись:
- общее собрание;
- бюро;
- ревизионная комиссия.
Юридическая помощь населению оказывалась через специальные учреждения, которые получили название юридических консультаций.