Учреждение, реорганизация и ликвидация юридических лиц
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Сведения о создании юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ, в котором содержатся также и другие наиболее значимые сведения, перечень которых предусмотрен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: адрес юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о единоличном исполнительном органе, о размере уставного капитала, о лицензиях и др.
Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица (п. 1 ст. 50.1 ГК РФ). Для этого требуется решение единственного учредителя либо единогласное решение всех учредителей. Такое решение должно содержать в том числе сведения об утверждении учредительного документа, которым для всех организационно-правовых форм юридических лиц являются устав. Исключение в этом случае составляют хозяйственные товарищества, где силу учредительного документа имеет учредительный договор, и государственные корпорации, которые не имеют учредительных документов, поскольку каждая из них создается на основании отдельного федерального закона.
При этом юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, в таком случае данные сведения указываются в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Законом допускается возможность реорганизации юридического лица. Понятие реорганизации в ст. 57 ГК РФ раскрывается через приведение пяти возможных форм реорганизации:
1. Слияние — форма реорганизации, при которой права и обязанности участвующих в ней лиц переходят к вновь созданному на их основе юридическому лицу.
2. Присоединение — форма реорганизации, при которой права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к другому юридическому лицу (основному).
3. Разделение — форма реорганизации, при которой права и обязанности одного юридического лица переходят к вновь созданным на его основе юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
4. Выделение — форма реорганизации, при которой реорганизуемое юридическое лицо сохраняется, но к одному или нескольким образованным из его состава юридическим лицам переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
5. Преобразование — форма реорганизации, при которой юридическое лицо создается в связи с изменением его организационно-правовой формы и к нему переходят в неизменном виде права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Реорганизация, как правило, относится к случаям универсального правопреемства, то есть когда к правопреемнику (правопреемникам) переходит весь объем прав и обязанностей правопредшественника. Наряду с универсальным правопреемством выделяется сингулярное правопреемство, когда правопреемнику передается только часть прав и обязанностей правопредшественника. При реорганизации в форме выделения имеет место сингулярное правопреемство. В литературе высказывается также мнение, что сингулярное правопреемство характерно для реорганизации в форме разделения.
Законом могут быть установлены ограничения реорганизации юридических лиц. Например, религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26 ГК РФ), а унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационноправовых форм (п. 6 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») и др.
Реорганизация может быть осуществлена:
1. В добровольном порядке — по решению его учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица. Добровольная реорганизация юридического лица допускается:
- c одновременным сочетанием различных ее форм;
- с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (если возможность соответствующего преобразования допускается законодателем).
В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», для реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования необходимо получить согласие антимонопольного органа.
2. В принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такая реорганизация юридического лица может производиться в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц только в ограниченных случаях, предусмотренных законом. Например, основания для принудительной реорганизации установлены ст. 38 Федерального закона «О защите конкуренции».
При реорганизации юридического лица оформляется передаточный акт, который должен содержать (ст. 59 ГК РФ):
- положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами),
- порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Реорганизация юридического лица кроме интересов его учредителей (участников) затрагивает интересы его кредиторов, поэтому законодатель предусматривает для них особые гарантии (ст. 60 ГК РФ):
1. Публичность процедуры реорганизации:
- организация обязана в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения уведомить об этом уполномоченный орган, который вносит отметку в ЕГРЮЛ;
- организация обязана внести уведомление о реорганизации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
- после внесения отметки в ЕГРЮЛ юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц публикует уведомление в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- в некоторых случаях закон устанавливает обязанность юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов.
2. Право кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Такая возможность существует, если права требования кредитора возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица. В этом случае реорганизуемое юридическое лицо обязано либо предоставить такое исполнение, либо предоставить достаточное обеспечение исполнения указанных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 60 ГК РФ. Если этого не было сделано, то закон предусматривает наступление субсидиарной ответственности перед кредитором у лиц, составляющих органы управления юридического лица, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных негативных последствий для кредитора.
3. При процедуре реорганизации должны соблюдаться принципы правовой определенности и добросовестности. Практическое выражение это находит в том, что передаточный акт должен позволять определить правопреемника по обязательству юридического лица, а активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц должны быть распределены добросовестно. Если неисполнение этого требования привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по соответствующим обязательствам (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
Существование юридического лица может оканчиваться ликвидацией, которая влечет его прекращение без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Возможно два основных порядка ликвидации:
1. Добровольная — осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительным документом.
2. Принудительная — осуществляется по решению суда. Основания для принудительной ликвидации установлены ГК РФ и другими федеральными законами. Это, например, признание государственной регистрации юридического лица недействительной (включая случаи грубых нарушениями закона, допущенных при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер), осуществление организацией деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), осуществление запрещенной законом деятельности и др.
В целях осуществления процедуры ликвидации юридического лица его учредители (участники) или орган юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
При этом, как и в случае с реорганизацией, ГК РФ содержит положения, которые направлены на обеспечение прав кредиторов ликвидируемой организации, например:
- после принятия решения о ликвидации юридического лица сведения об этом вносятся в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
- с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим;
- ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» и принимает меры по выявлению кредиторов, которые вправе в установленный срок (не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения) предъявить свои требования в ликвидационную комиссию;
- по итогам рассмотрения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается имущественное положение организации;
- расчеты с кредиторами проводятся в порядке очередности, установленной п. I ст. 64 ГК РФ;
- при недостаточности имущества ликвидируемой организации или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Юридическое лицо может прекратить свое существование также в результате процедуры его исключения регистрирующим органом из ЕГРЮЛ как недействующего. Формально такое исключение не является ликвидацией, а выступает в качестве самостоятельного основания прекращения правоспособности юридического лица, хотя в литературе указанная процедура иногда называется административной ликвидацией. Основания для этого возникают, если юридическое лицо в течение одного года не сдавало бухгалтерскую и налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
К исключению юридического лица применяются нормы, регулирующие правовые последствия ликвидации юридических лиц. При этом кредиторы такого юридического лица вправе при наличии достаточных оснований предъявить свои требования в порядке субсидиарной ответственности к лицам, составляющим органы юридического лица или имеющим фактическую возможность определять действия юридического лица.
[ays_poll id=27]