Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
Отмена крепостного права (1861г.) повлекла за собой масштабные преобразования во всех сферах жизнедеятельности в Российской Империи. Наиболее радикальные и демократические изменения коснулись судебной системы, которая в дореформенный период имела существенные недостатки (суды были сословными и находились под влиянием губернаторов, дела могли рассматриваться годами, без подсудимых и их защитников, и только лишь на основании бумаг, процессы были тайными и т.д.).
Судебная реформа 1864 г. содержала совершенно новые принципы судебной системы, новый суд стал:
- бессословным;
- устным и гласным;
- состязательным;
- независимым.
Вводились два вида судов: мировые и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные. Общий суд состоял из трех инстанций:
- сенат – высшая судебная инстанция;
- судебная палата – здесь рассматривались политические и государственные дела по первой инстанции и апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов;
- окружной суд – здесь рассматривались гражданские и уголовные дела за исключением тех, которые были подсудны мировым судьям.
Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты: суд присяжных, нотариат и адвокатура. Теперь в судебных процессах представлять интересы спорящих сторон (тяжущихся) и защищать обвиняемых, состязаясь с прокурорами, могли присяжные поверенные, а вопрос о виновности или невиновности подсудимых решался присяжными заседателями.
Все эти и другие новеллы в судоустройстве и судопроизводстве были введены в действие Судебными Уставами, утвержденными указом Александра II 20 ноября (2 декабря) 1864 года [Реформы Александра II. – M., 1998. – С. 323-331].
Российская адвокатура получила наименование института присяжных поверенных и была введена Законом от 20.11.1864 об учреждении Судебных установлений. Глава 2 раздела 9 этого документа называлась «О присяжных поверенных» и состояла из трех отделений:
- О присяжных поверенных вообще (ст. ст. 353-356);
- О совете присяжных поверенных (ст. ст. 357-378);
- О правах, обязанностях и ответственности присяжных поверенных (ст. ст. 385-406).
Устройству и деятельности адвокатуры была посвящена вторая глава девятого раздела Учреждений судебных установлений «О присяжных поверенных» (ст.ст. 353 – 406).
В соответствии со ст. 353 Судебных установлений присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест [Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. – Т. 39. – отд. 2. – № 41475].
Какого-либо единого органа адвокатского самоуправления Уставы 1864 г. не предусматривали.
Адвокатура образца 1864 г. строилась на следующих принципах:
- совмещение правозаступничества с судебным представительством;
- относительная свобода профессии;
- формальное отсутствие связи с магистратурой;
- сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;
- договорное определение суммы гонорара [Васъковский Е.В. Организация адвокатуры. — СПб., 1875. – С. 28.].
Присяжные поверенные приписывались к судебным палатам и образовывали при каждой палате особую коллегию. В каждом судебном округе мог быть создан свой орган самоуправления присяжной адвокатуры – Совет присяжных поверенных, который создавался судебной палатой по просьбе адвокатов, при условии, что в судебном округе судебной палаты было не менее 20 присяжных поверенных.
Требования, предъявляемые к присяжным поверенным:
- высшее юридическое образование;
- пятилетний стаж работы по юридической специальности;
- российское подданство;
- отсутствие состояния банкротства;
- отсутствие состояния на службе у правительства или по выборам (кроме лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья);
- отсутствие лишения либо ограничения прав состояния или духовного сана по приговору светского или духовного суда;
- не состояние под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния;
- отсутствие факта исключения из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;
- отсутствие судебного запрета на «хождение по чужим делам», а также исключения из числа присяжных поверенных;
- мужской пол;
- наличие разрешения Министерства юстиции для иноверцев (т.е. лиц нехристианских вероисповеданий: иудеев, мусульман и пр.).
Судебная палата назначала одного из своих членов, который созывал всех присяжных поверенных округа, и по прибытии не менее половины из них, открывала общее собрание, где простым большинством голосов производились выборы председателя, товарища председателя (заместителя) и членов Совета (ст.ст. 357- 360). При равенстве голосов, полученных несколькими кандидатами на одну и ту же должность, предпочтение отдавалось тому, кто был раньше внесен в список адвокатов (ст. 360).
Внутреннее управление адвокатурой было построено по французскому образцу. Организационно российская адвокатура распределялась по округам судебных палат. Если в таком округе насчитывалось 20 и более присяжных поверенных, то учреждался их совет в количестве от 5 до 15 человек, включая председателя и товарища председателя.
Список членов совета передавался прокурору судебной палаты и публиковался для всеобщего сведения. Полномочными считались выборы, на которые прибыло не менее половины подведомственных совету присяжных поверенных, в противном случае председатель совета назначал их на другой срок. Если же и к новому сроку собиралось меньше половины адвокатов округа, то новые выборы не проводились, а председатель вместе с товарищем и всеми членами совета сохраняли свои полномочия до следующих выборов. Выборы должны были проводиться ежегодно, перед выбором новых членов совета действующий совет отчитывался общему собранию поверенных о своих действиях в предыдущем судебном году (ст.ст. 362 – 365).
Помимо советов Судебные Уставы предусматривали возможность создания отделения советов при окружном суде, в составе и с теми из принадлежащих совету правами, которые им самим и определялись. Такие отделения могли создаваться с разрешения, состоящего при местной судебной палате совета присяжных поверенных в городах, в которых не было судебной палаты, но при этом проживали более десяти адвокатов (ст. 356).
Где не было совета или отделения, там права и обязанности совета принадлежали местному окружному суду.
В числе принадлежащих совету прав и обязанностей Уставы предусматривали:
- ) зачисление в адвокатуру новых членов и исключение из нее действующих адвокатов (рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или отказ им в этом);
- ) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей сообразно с пользою их доверителей;
- ) выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета;
- ) назначение поверенных по очереди для безвозмездного участия в делах лиц, пользующихся на суде правом бедности;
- ) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбою о назначении им таковых;
- ) определение размера вознаграждения поверенному по таксе в случае недостижения согласия о его размере между поверенным и доверителем, при отсутствии заключенного между ними такого условия в письменной форме;
- ) распределение между присяжными поверенными процентного сбора;
- ) ведение дисциплинарной практики. Наложение на поверенных дисциплинарных взысканий, которые могли применяться, как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет, в виде: предостережения; выговора; запрещения отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, но, не более одного года; исключения из числа присяжных поверенных и преданию уголовному суду в особенно важных случаях.
Все решения совета принимались при кворуме в 50% членов большинством голосов (с правилом о решающем голосе председательствующего при равенстве голосов). Предостережение и выговор, наложенные советом, присяжным поверенным не обжаловались, остальные взыскания подлежали обжалованию в судебную палату с применением двухнедельного пресекательного срока давности.
По Судебным Уставам 1864г. присяжные поверенные приписывались к судебным палатам и должны были избрать место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой были приписаны, и могли осуществлять представительство тяжущихся и защищать обвиняемых лишь в судах того округа, при котором они состояли (ст.ст. 353, 379).
Присяжными поверенными могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы в судебном ведомстве на должностях, на которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Либо также, не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству или же занимались судебной практикой в качестве помощника адвоката.
Не могли быть адвокатами лица (ст. 355):
- ) не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
- ) иностранцы;
- ) объявленные несостоятельными должниками;
- ) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
- ) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана но приговорам духовного суда;
- ) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, побывав под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
- ) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
- ) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение уголовных и гражданских дел. Но ни в тех, ни в других они не пользовались монополией. Могли совмещать правозаступничество с судебным представительством, наряду с оказанием юридической помощи, выполняли функции судебного представителя (стряпчего): занимались розыском должников, вручением повесток с помощью полиции, принимали участие в выселении и т.п.
Размер вознаграждения адвоката устанавливался письменным соглашением с доверителем. При недостижении соглашения, сумма за выполнение поручения рассчитывалась советом по официальной таксе, которая устанавливалась на каждые три года министром юстиции по представлениям судебных палат и советов присяжных поверенных (ст.ст. 395 – 396).
Из вознаграждения, получаемого присяжными поверенными, удерживались с причитающейся им по таксе суммы определенные проценты. Распределение общей суммы взыскания делалось ежегодно между всеми судебными округами министром юстиции соответственно числу защитников, назначенных председателями из присяжных поверенных, а между поверенными в округах – советами присяжных поверенных (ст. 398).
Уставы запрещали адвокатам покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам, как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признавались недействительными и подвергали поверенных ответственности по постановлению их совета (ст. 400).
Уставы также запрещали адвокатам действовать в суде в качестве поверенного против своих родственников и членов семьи, быть в одно и то же время поверенным обеих спорящих сторон, и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой (ст.ст. 401, 402).
Каждый присяжный поверенный обязан вести список порученных ему дел и представлять его в совет поверенных по первому его требованию (ст. 406).
Помимо мер дисциплинарного воздействия, поверенные, в связи с осуществляемой ими деятельностью, могли быть также привлечены к гражданско-правовой и уголовной ответственности: «За умышленные действия, принесшие вред доверителям, присяжные поверенные по жалобе тяжущихся и по проведению расследования могли помимо взыскания с них убытков быть подвергнуты уголовному суду» (ст. 405).
Приложение № 2 к Судебным установлениям содержало текст присяги, которую обязан был приносить каждый новый поверенный:
«Обещаюся и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому не исполнять и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых, будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на Страшном суде Его. В удостоверение сего целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь».
Был предусмотрен прокурорский надзор за деятельностью адвокатуры. Совет был обязан сообщать прокурору решения по всем дисциплинарным производствам в отношении присяжных поверенных. Уже в 1866 г. присяжных поверенных в Российской империи насчитывалось более 1600 человек.
Источники:
- Текст Судебных уставов 1864г.
- Васьковский Е.В. Организация адвокатуры, 2 тома – С.-Петербург, Типография П.П. Сойкина, 1893 г.