Речь по делу Островлевой и Худина
Господа присяжные заседатели!
Проста и почти ясна наружная сторона этого загадочного дела, его поверхность; мало дел, в которых внутренняя сторона, психологическая, была темнее. Так как для правильного изучения предмета необходимо от совершенно известного и осязаемого идти к неизвестному и вне чувственного наблюдения находящемуся, то я и начну с бесспорного и вполне установленного, чтобы затем, обойдя этот берег, заглянуть в смежную с ним глубь неизвестного, предполагаемого.
Известно, что содержатель извоза, по Обводному каналу № 21 Елисеев, отправивший 29 августа 1881 г. в час дня молодого 19-летнего парня Данилу Савина с лошадью и пролеткой на работу и дожидавшийся их ночью, дождался Савина только 30 августа в два часа пополудни, причем Савин явился избитым, окровавленным и ограбленным, так как у него похитили вследствие нападения на него лошадь, пролетку, шляпу и армяк. Савин подвергся нападению ночью между Старой Деревней и Лахтой, в темном безлюдном месте, со стороны двух седоков — мужчины и женщины. Елисеев думал объявить полиции о случившемся, направился на место сбыта всяких лошадей — Конную площадь, когда вдруг с ним приключился один из редких счастливых случаев: по улице ведет его же лошадь, серого мерина с темными яблоками, Осип Назаров, купивший ее за 50 рублей у Александрова; от Александрова Елисеев, по его словам, добрался до продавшей Александрову эту же лошадь за 35 рублей содержательницы извоза Островлевой, живущей неподалеку в Разъезжей, в той местности, где процветает извозчичий промысел, и имеющей нанятое для извоза помещение в Свечном, близ Лиговки, почти напротив завода Сан-Галли. Островлеву вызвали под вымышленным предлогом в полицейский участок. Островлева была разговорчива и весела, но когда на дворе участка увидела лошадь и возле нее раненого Савина, то растерялась, заплакала и сказала: «Я пропаду», обещала Савину и деньги на лечение, и поддевку, просила прощения за то, что его избили, предварила, что все похищенное цело, повела потерпевших и полицию в свое помещение в Свечном, где в конюшне, по одну сторону от входа, найдена пролетка Елисеева, а по другую — армяк, дуга и извозчичья шляпа. При обыске, произведенном поздно ночью в собственной квартире Островлевой в Разъезжей, в коридоре и в кухне отысканы уздечка, шлея и вожжи, похищенные у Савина. Все похищенное оценено в 375 рублей. У Островлевой найдены из вырученных ею от продажи лошади 35 рублей только 23 рубля. Островлева была тотчас же арестована, ее работник Антон Худин отыскан только 3 сентября за городом.
Так было начато следствие. Само преступление восстанавливается следующим образом по показаниям Савина и обвиняемых.
Был теплый августовский вечер в начале одиннадцатого часа. Улицы были освещены газом. На углу Большой Конюшенной и Невского стоял извозчик Савин, поджидавший седоков, дюжий человек, но тупой и неразвитый, что весьма наглядно уяснилось при следствии. Подошли к нему два седока, мужчина был в пиджаке и фуражке, женщина в темном платье, повязанная платком. Савина подрядили они свезти их к Троицкому мосту за 20 копеек. Еще продолжалось сообщение по конке от этого моста до Старой Деревни. Был ли переполнен вагон конки или по иной причине ездоки, переменив намерение, подрядили Савина в Старую Деревню за 1 рубль, а, доехав до Старой Деревни, хотели нанять в Лахту чухонца. Во время езды мужчина спрашивал Савина, сколько ему лет, имеет ли он жену и детей. Заезжали ли по дороге в трактиры и напивались ли — не известно: Худин говорит да, Савин — нет, трактирщики не узнают ни одного из них, но где же трактирщикам помнить заходивший к ним в заведения разный люд назад тому две или три недели. В Старой Деревне не оказалось чухонца. Савина стали рядить на Лахту, торгуясь с ним и давая 2 рубля; наконец, условились за 2 руб. 75 коп. с обратным путем на Невский. Требовал ли извозчик уплатить тут же часть денег? Вероятно. На пути в Лахту, близ моста, на повороте, Савин получил от мужчины сильный удар по затылку, от которого шляпа слетела, а он сам с дрожек соскочил. Предшествовала ли удару ссора из-за того, что Савин отказывался ехать, а его понуждали — не известно. По словам Худина, удар нанесен кошелем с медными деньгами, бывшим у него в руке. Следствие не только не разъяснило, был ли такой кошель у Худина, но даже не позаботилось спросить о нем Худина; впрочем, удостоверено медицинским освидетельствованием, что обе раны, и на затылке, и у глаза, нанесены заостренным тяжелым орудием; обе раны зияли, имели ровные края, одинаковую длину (½ вершка), обе гноились и проникали, одна до мускулов, другая до надкостной плевы. Вероятно обе нанесены почти с одинаковой силой и одним и тем же орудием. Обе раны легкие, но так как ими поражена голова, то раны могли сделаться опасными. По словам Савина, удар был неожиданный, его ослепило; он передавал другим, что у него точно искры появились в глазах. Искренность его показания несомненна, он и не заинтересован в деле, так как все похищенное возвращено, а раны зажили бесследно, но наблюдатель он плохой по крайней своей неразвитости и мог наблюдать спокойно только то, что происходило до нанесения ему удара.
Получив удар, он был ослеплен, сильно струсил и, по словам его хозяина, все члены у него опустились, после чего он счел за благо прикинуться умершим и, вероятно, притаил дух, зажмурив глаза. Прибавим, что было совершенно темно; при таких условиях наблюдения очевидно, что показание Савина может быть принимаемо крайне осторожно и критически. И, по словам Савина, участие обоих седоков в нападении на него было неодинаковое. На него кинулся мужчина и схватился с ним, между тем как женщина сидела в экипаже, пока ее спутник не крикнул на нее: «Что же ты смотришь? ». На этот зов она, однако, подбежала к Савину, схватила его за волосы и помогла повалить его на землю; Савин приписывает ей еще ужасные слова: «Бей его насмерть», причем они били его по чему попало. Не опорочивая показания Савина, я полагаю, что с глазами залитыми кровью и зажмуренными, испуганный, за свою жизнь опасающийся, он едва ли мог различить, кем произнесены слова: «Бей его насмерть». Притом, показания его о совместно наносимых обоими седоками побоях не подтверждаются. На нем всего две раны, а сверх их никаких повреждений и даже царапин. Очень может быть, что он думал о том, что настал ему час смертный и что в таком положении ему пришли в голову слова, которые вовсе не были произнесены. Если бы эти люди были намерены его убить, то они бы раздробили ему череп орудием, которое было у них в руках. С момента, когда Савин притворился убитым, мужчина возится около него один, распоясывает его, снимает армяк, оттаскивает его за ногу в сторону от дороги, к канавке. Произнося слово «издох», этот мужчина сам нарядился извозчиком и ускакал, усадив в пролетку женщину. Когда они исчезли, Савин кое-как добрел до Лахты, где переночевал, потом пошел в полицейский участок в Лесном, наконец, после осмотра его ран в полиции, его усадили на конку и отправили к его хозяину Елисееву. Я полагаю, что ускакавшие считали его умершим; Худин объяснил, что он раздел Савина, чтобы нельзя было узнать, какого он звания человек; следовательно, Худин предполагал, что Савин не встанет и никому о том, что он извозчик, не расскажет. Было ли у ускакавших намерение бросить похищенное с лошадью и пролеткой в Александровском парке? Это вопрос столь же темный, как и тот, зачем они ехали на Лахту, где не доказано, чтобы Худин имел каких-либо знакомых, а Островлева их вовсе не имела. Куда вернулась Островлева: в Разъезжую или в Свечной? Вероятно, в Разъезжую, где и переночевала, но несомненно, что в седьмом часу утра она была уже в Свечном, где в отсутствие Худина она встретила возвращавшегося с ночного извоза Михаила Андреева, сказала ему, что от конюшни, где стояли в то время пролетка и похищенная лошадь, ключ затерян, и помогла ему распрячь лошадь и вымыть дрожки.
Потом пошла продавать лошадь на Конную, потом ездила покупать шампанское, груши и сласти для Марии Читау, но едва возвратилась с этой довольно странной при тогдашних ее условиях поездки, как была позвана в полицейский участок, где она созналась тотчас же не только в продаже лошади, в чем была уличаема покупщиками, но и в поездке с Худиным на Лахту.
Я постарался выжать весь сок из самого дела, исчерпать все по делу точно известное. Этого материала хватит ли на разрешение первого уголовного вопроса: совершилось ли событие преступления? Да, совершилось нападение в известный день и час на извозчика Савина двумя лицами с нанесением ему ран, сопровождаемое похищением у него вещей: действие, очевидно, преступное и притом тяжко преступное, но при всей несложности и простоте вменяемых обвиняемым действий, вы, господа присяжные, должны подумать, как вы их будете определять, с тем, чтобы потом их подвести, как того требует обвинение, под понятие разбоя. Для понятия разбоя, по нашему закону, необходимо, чтобы нападение на личность было переходной ступенью и средством для нападения на имущество. Если эта корыстная цель не направляла ударов на лицо, если нападение не было ради грабежа, тогда деяния раздваиваются и образуют отдельные два преступления: нанесение ран, оказавшихся легкими, а может быть, и покушение на убийство, если признано, что было намерение убить потерпевшего, и затем кража или грабеж. Савин ничего не знает о намерениях седоков, он только умозаключает, что так как на него напали без всякой причины, то, должно быть, намеревались его убить с тем, чтобы затем ограбить, что, конечно, сводится к разбою. Сами обвиняемые либо сочиняли при следствии, либо сочиняют теперь. Островлева утверждала на следствии, что она была невольной зрительницей драки, кончившейся падением замертво Савина, после чего была увезена в пролетке, но участия в происшествии не принимала. Теперь она говорит, что она с Худиным даже и не ездила. Худин рассказывает про какую-то девку, с которой ехал, про трактиры, про драку, про бегство с намерением бросить похищенное, но кончившееся тем, что он сказал себе: «Все равно», и воспользовался похищенным. На юридическом языке его объяснение сводится на нанесение легких ран в аффекте и на пришедший после известного промежутка времени умысел присвоить чужое без намерения грабить или обокрасть.
Измените малую толику в обстановке дела, например, допустите, что доказана цель, зачем Худину нужно было ехать на Лахту, тогда объяснение приобрело бы высокую степень правдоподобия и тогда вы бы не затруднились признать нанесение ран в аффекте и затем грабеж или, может быть, присвоение чужой собственности. Если, хотя в одном из седоков вы признаете намерение ранить или убить, чтобы похитить, вы дадите утвердительный ответ по первому вопросу, но этот ответ, если и решит участь главного действующего лица, Худина, то нисколько не решит участи Островлевой. Вслед за первым вопросом, о событии преступления, безотносительно к виновникам должен быть поставлен второй: было ли преступление деянием каждого из них, а, следовательно, было ли оно деянием Островлевой. Вы необходимо должны будете вникнуть в то: оба ли участвовали и в одинаковой ли степени? Какова была доподлинно та связь, которая соединяла их в одном и том же преступном деле?
Проследим этот трудный вопрос в границах известного. Островлева была, несомненно, с Худиным заодно, когда водила лошадь на Конную площадь, даже когда не допускала Андреева в конюшню, где хранилось поличное: лошадь и пролетка. Раньше укрывательства и отчуждения краденого имело место похищение, но в нем, по удостоверению самого потерпевшего Савина, участвовал один только Худин. До похищения вещей имело место нападение на Савина. Если даже допустить, что женщина хватала Савина за волосы, то это не доказывает, чтобы она была главное лицо, чтобы она с ним действовала по предварительному уговору и соглашению. Когда несколько лиц действуют по соглашению, то различаются голова, которая дело задумала и подняла на него других или так называемый подстрекатель и рука, которая исполняла дело. Наказание для тех и других одно, но под условием, что они сговорились; если же они не сговорились, то каждый отвечает только за ту часть общей работы, которую он сам совершил. В настоящем деле есть обстоятельство маленькое, но веское, обнаруживающее, что женщина не была подстрекательницей Худина и даже, что сомнительно, было ли между ними соглашение; это слова, влагаемые Худину в уста Савиным: «Что же ты смотришь? ». Этого зова женщина послушалась, значит, одолеть Савина помогла.
Значит, этот зов, может быть, толкнул ее внезапно на задуманное им преступление. Если вы само деяние, как разбой, отнесете на Худина, то относительно Островлевой будете поставлены в недоумение: участвовала ли она в разбое или только в нападении на личность Савина. Правда, этот человек только работник, только слуга, а она барыня и хозяйка, которая не давала спуску рабочим, а иногда лупила их кнутом, но это такая барыня, которая и полы мыла, и кушать рабочим готовила, и по трактирам ходила, и которую работник, если верить Савину, «тыкал» («Что же ты смотришь? »). Притом, этот работник человек смышленый, здоровый и такой, который при известной сметке мог управлять сумасшедшей, зная как на нее влиять. Итак, даже этот вопрос не разрешается ясно, но второй вопрос: было ли событие деянием Островлевой, несравненно легче решается, нежели третий; может ли быть вменено ее деяние в вину, то есть, может ли быть возложена на нее полновесная за это деяние ответственность. Закон уголовный не представляет вам права судить так называемых когда-то «людей божих», иными словами, тронутых, помешанных. Статья 95 Уложения гласит: «Не вменяется в вину преступление или проступок, учиненные безумным или сумасшедшим, когда нет сомнения, что безумный или сумасшедший по состоянию своему в то время не мог иметь понятия о противозаконности, о самом свойстве своего деяния». Эта статья немного устарела; вот какими чертами изображаются причины невменяемости в теории и в новых законодательных проектах: невменяемо деяние, учиненное лицом, которое по недостатку умственных способностей или по болезненному расстройству душевной деятельности или по бессознательному состоянию не могло во время учинения деяния понимать свойство и значение совершаемого или руководить своими поступками. По отношению к Островлевой выдвигается на первый план психологический вопрос о ее душевном здоровье вообще и в особенности о ее состоянии в ночь с 29 на 30 августа. Для этого вызывались свидетели, выслушана редкая по своей вескости и по своему авторитету экспертиза. Моя задача скромная: собрать и сопоставить данные следствия и заключения экспертов; из этих данных и этой экспертизы следует, что Островлева, хотя, может быть, не безопасный, но находящийся в состоянии невменяемости человек, что ей предстоит не наказание, а лечение, не тюрьма, а больница для умственно расстроенных, как покушавшемуся на самоубийство субъекту.
Вступая в эту область, в которой только изредка приходится странствовать юристу, я считаю необходимым предпослать разбору душевной организации Островлевой несколько предварительных замечаний.
Давно оставлено понятие о том, что человек состоит из двух отдельных частей — «души» и тела. Болезни «души» обусловлены недостатками и болезнями той части тела, которая служит органом сознания и мышления, то есть мозга, а так как мозг есть средоточие нервной системы, то хотя не всякое нервное или мозговое страдание есть душевная болезнь, но все душевные болезни суть вместе с тем болезни нервные и мозговые, так что в область психиатрии входят и падучая болезнь, и истерия, и отравление себя человеком вследствие злоупотребления спиртными напитками или так называемый алкоголизм. Суд не может не воспользоваться при возбужденных вопросах о вменяемости содействием психиатров, которые одни способны определить болезнь мозговую и ее отражение на всех отправлениях человека психических. Вопрос с первого раза кажется как будто бы прост: здоров ли субъект душевно или он душевно болен. На деле решение его может быть весьма затруднительно, потому что деяние установила логика, аналитический разум, а все логические построения расходятся с действительной жизнью; где ум проводит черты и грани, там существуют только едва заметные переходы от света к тени, едва уловимые переливы красок без всяких точных очертаний. Вы не можете отметить час и день, когда человек, приходя в возраст, должен быть признан дееспособным. Вы не отметите, когда именно больной выздоровел, где кончается чудачество и где начинается психоз, где психопатическое состояние превращается в определенную форму сумасшествия. Мы унаследовали от родителей, мы всосали в себя с молоком кормилицы и воспитанием всю цивилизацию нашего племени и века, но вместе с тем и все зародыши, все предрасположения к болезням физическим и психическим. Эти зародыши могут в нас развиваться и заразить весь наш душевный организм, но это делается не вдруг. Надлежало бы отметить несколько состояний, несколько ступеней: полное здоровье, полное сумасшествие и промежуточное психопатическое состояние, еще не определившееся в типических формах известной болезни. Некоторые законодательства, вследствие того, и устанавливали состояние полной вменяемости, полной невменяемости и ослабленной или уменьшенной вменяемости с понижением наказания на одну, две или три степени. Новейшие кодексы идут, однако по противоположному направлению, равно как и наше Уложение. Они разрешают вопрос, по моему мнению, резко и грубо: либо лицо способно самоопределяться, либо не способно. Юристы, например, Таганцев, утверждают, что логически можно признать одно из двух: или наличность или отсутствие этой способности.
Этим сторонникам строгой логики можно бы возразить: ваши построения логичны, но в то же время неестественны; ваша теория может стеснить и экспертов и судей, поставить их в положение неудобное. Пред вами может стоять человек, на котором крупными чертами написано, что он тронутый. Еще несколько шагов и тускло мерцающий, еле дымящийся огонек сознания потухнет. Что он больной, это твердят на своем греко-латинском языке люди опытные, причем, признавая за ним психопатическое состояние, они обличают перед вами все уродливости устройства, все неправильности душевных отправлений. Не их дело признавать невменяемость — это вопрос юридический, решаемый только вами, господа присяжные заседатели, и судьями. Эксперты выражаются осторожно, потому что больной не совсем еще лишен сознания, вяжет одну идею с другой, что-то чувствует и действует с некоторой целесообразностью. Эксперты говорят, что этот человек больной, а безответственен ли он, то вы решите сами; мы бы его, не колеблясь, отнесли к людям, обладающим уменьшенной вменяемостью. Так ответил, по крайней мере, эксперт Чечотт, когда я ему поставил прямо этот вопрос. Тогда трудный вопрос ложится на вас, господа, камнем; у вас вышибают из-под ног правильное третье и вас принуждают решать по одному из двух предположений: либо этот человек совершенно здоров и отвечает за свои дела, как и всякий другой здоровый; либо он помешанный, для которого не существует ни суд, ни закон. Вы станете в тупик, а в уголовном деле, как вам, вероятно, разъяснит председатель, сомнение истолковывается в смысле наиболее человеколюбивом, в пользу подсудимого. К такому решению предрасположили вас и эксперты, которые, раскрыв все уродства этой ненормальной организации, объяснили, что она бесповоротно обречена на постепенное вырождение и гибель. Я не сомневаюсь, что вы неизбежно придете к этому именно заключению.
Юлия Островлева родилась в Туле в 1855 году, в момент события ей было 25 лет. Известно, какое громадное значение имеет в психиатрии наследственность. Отец ее страдал невралгией и напивался часто. Мать и бабка по матери были нервные, вспыльчивые, истерические женщины. В две недели после рождения от приливов крови к голове у Юлии образовался ряд абсцессов. В семь лет она страдала галлюцинациями зрения, ей представлялись ходящими по комнатам и роющимися в комодах несуществующие женщины. На шестом году она сама, почти шутя и играя, выучилась читать.
В 1867 году отец умер, мать переселилась в С. — Петербург и отдала дочь; в Мариинскую гимназию. Здесь развитие девочки было быстрое, многообещающее. Она обладала живым воображением, способностью воспроизводить образы, подражать и передразнивать, усваивать читаемое памятью, но сообразительность ее была слабая и к математике она была совсем неспособна. С 14 лет развитие ее начинает останавливаться, а в 16 лет оно совсем остановилось, когда Юлия покинула гимназию, выйдя из второго класса, вследствие неудавшегося экзамена. Впоследствии она перестала читать даже любимые до того ею книги, вроде романов Дюма или Габорио, намять ее ослабела, в умственной функции заметен регресс. Причина того обнаружена на суде и заключается в ее гидроцефализме, в дурном окостенении ее рахитического черепа, в неправильном строении этого черепа, со впадиною в темени, с горловидной выпуклостью затылка в два вершка и с соответствующей глубокой впадиной между костями верхнезатылочной и заднетеменной.
Невралгическое сложение и дурное строение черепа еще не сумасшествие, к ним присоединяется новая ненормальность: извращенное половое чувство, влечение к одним только женщинам, так называемая лесбийская любовь. Оно, в данном случае, не было следствием злоупотребления и разврата, но как нечто прирожденное и обнаруживающееся, с самых ранних лет. С восьми лет она влюблялась в знакомых матери и ее жиличек. На 15 году одно ее влечение не превратилось в любовь потому только, что объект был не эстетичен и грубоват. На 16 году жизни, том самом, в котором она покинула гимназию и стала менструировать неправильно с маточной коликой, выделяя меньшее против обыкновенного количество крови, наступило сближение Островлевой с первым лицом, по отношению к которому она, по ее словам, испытала настоящую любовь. Это была какая-то полька, которая уже перестала иметь любовников. Связь эта продолжалась много лет, несмотря на частые отъезды польки за границу. При освидетельствовании Островлевой обнаружено было, правда, одно обстоятельство, о котором не знали ее родные, которое было совершенной тайной для ее матери, что Островлева рожала. Ребенок ее, как говорили при следствии, жив и находится где-то на воспитании. По слышанным от нее рассказам, она отдалась одному мужчине, которому была чем-то обязана, отдалась без увлечения, без физического удовольствия. Едва ли по отношению к этому ребенку она питает какое-нибудь чувство, похожее на материнское.
Любовь к мужчине была в ее жизни скоропреходящим эпизодом, между тем за женщинами она ухаживала постоянно, заводя эти знакомства и храня их в величайшем секрете. Ее родные и знакомые утверждают, что Островлева имела отвращение к мужчинам. Эксперт, доктор Смольский, смягчая это выражение, склоняется к допущению полного равнодушия к мужчинам. Это равнодушие устраняет возможность предположения ее любовных отношений к ее работникам, в том числе к Худину, к мужикам, на которых Островлева, крутая барыня, проявляла свою власть, которых иногда лупила кнутом и называла обыкновенно «хамами». Догадки, в которые пускалось обвинение, основанные на том, что у Островлевой оказалась фотографическая карточка Худина, и которые доходили до того, что Худин предполагается отцом ее ребенка, просто фантазии, ни на чем не основанные. Отец ребенка был «кавалером», по словам Марии Читау, купеческий сын, по словам Шегловой, вообще человек хорошо образованный, по словам обеих; рождение ребенка относится, по свидетельским показаниям, к 1878 году, то есть к тому же году, когда Худин нанялся служить у Островлевой. Фотографическая карточка найдена не в альбоме, а где-то в хламе, в ящике с платьями; были карточки и других лиц из прислуги. Замечу, что предположение о связи с Худиным, способное сильнее загрязнить Островлеву, нисколько не подкрепляет обвинения, а ослабляет его по отношению к Островлевой, потому что влюбленная сумасшедшая не перестанет быть сумасшедшей, но ставится на вид причина, вследствие которой она могла быть слепым орудием в руках своего любовника. Вследствие равнодушия к мужчинам и влечения к женщинам, которые Островлева, однако, скрывала, жизнь ее выходила двойственная: одна — для родных и знакомых, другая — для того света, в который она проникала для своих любовных похождений. Рассмотрим эту двуличную жизнь этого странного существа, которое не симулировало ничего и не обманывало, но стыдилось, однако, рассказывать родным о том, куда ее увлекал извращенный половой инстинкт.
Наружно и перед родными Островлева была казак в юбке, лицо, по ошибке родившееся женщиной, но наделенное с избытком всеми мужскими свойствами, доведенными до крайности, до удальства, задора и ухарства. И голова у нее большая стриженая, и черты лица мужские, и голос в минуты возбуждения звучит металлически, как труба. Она своенравна, упряма, смела до дерзости, самонадеянна, дика.
Она любит до страсти наряжаться мужчиной, то в пиджак и брюки купчиком-приказчиком, то в извозчичий армяк, любит мистификации, любит отвозить домой знакомых и свести их куда-нибудь, особенно когда они ее не узнают. Возрастающее преобладание мужского в характере заслоняло совершающееся огрубение и отупление умственное, пренебрежение к тонкому ловкому труду и обращение к самому грубому, физическому, требующему только силы мускулов и выносливости: к стирке, мытью полов, лошадей и т. п. Труд всегда почетен, труд притом свободен, надо предоставить, по возможности, всякому заниматься тем, чем он любит заниматься. Родные рассуждали так: оставила гимназию — нехорошо; заниматься чем-нибудь — хотя бы подрядами на сметание снега — ладно. Подряд не пошел. Островлева взялась за извоз, за 500 рублей, занятые у Карпова; по словам родных, она вложила в извоз всю свою душу — и то похвально. Такова одна, всем видимая сторона жизни № деятельности Островлевой.
Была и другая — таинственная. Под предлогом того, что она любит «дурачиться» и «куралесить», Островлева бывает в публичных домах, избегая порядочных удовольствий, балов, театров, она заводит знакомства с женщинами полусвета, с содержанками. Помимо нее, раскрылись следы событий, хранимые в секрете, например, рождение ребенка, случившееся вне дома и скрытое от матери-акушерки. Ее отношения к множеству женщин, мелькающие тенями, были совсем загадочны, не будь клинических наблюдений над Островлевой в заведениях для душевнобольных. Она обожала избираемые ею предметы страсти, неразборчивая в словах, она становилась с ними конфузлива и стыдлива и нередко доходила по отношению к ним до сцен болезненной патологической ревности, требующих вмешательства начальства. Но прирожденное неправильное направление похоти не есть еще сумасшествие. Противоестественное удовлетворение половой похоти весьма распространено. Посему, не останавливаясь долее на этой ненормальности, иду дальше и указываю еще на одну неправильность, довольно редкую в женщинах того же состояния, как и она, а именно, на ее наклонность к алкоголизму. Во многих случаях пьянство является пороком наследственным. У Островлевой этот порок мог быть унаследован от отца. Она стала употреблять крепкие напитки по выходе из гимназии, предпочитала вину и водке ликеры и коньяк. Пьяной ее не видали, но она признавалась, что напивалась, когда ее тоска брала, чтобы забыться, например, после отрезания языка у лошади.
Таким образом, в этом ненормальном существе есть два органических недостатка, невольные, прирожденные и некоторые, может быть, наследственные: наклонность к пьянству, располагающему к душевному заболеванию. Машина, как видите, была плохая и испорченная, когда машина плоха, то она не может хорошо действовать. Прирожденное уродство и проистекающее от него уродливое состояние проявлялись в Островлевой на каждом шагу, и притом усиливаясь. Все акты ее жизни психической запечатлены были страданием.
Начнем с мышления. В ее развитии поражает односторонность и соответствующая ей ограниченность. Умственный застой и как будто лень наступили после юркого и многообещавшего детства. Живость воображения оставила свой след только в наклонности к грубой шутке, сопровождаемой наклонностью к смешливости, беспричинному и неумолкающему хохоту. Правда, Мария Читау 2 находила, «что Островлеву слушать, все равно что Щедрина читать», и удивлялась ее «чисто русскому уму», но в этом отношении я скорее поверю ее матери, Читау 1, которая считала Островлеву веселой, но глуповатой девушкой. В уме ее полное отсутствие сообразительности, слабость рассудка, подмечены при наблюдениях клинических и нелепые идеи, насильственно навязывающиеся представления, например, когда в приюте у доктора Чижа она воображала, что может сделаться беременной вследствие того, что выкупалась в ванне, в которой купались и мужчины. И в приюте, и в больнице на нее находила мания преследования. Она считала себя униженной и напрасно оскорбленной, когда родные принесли ей раз коробочку с конфетами, повязанную не ленточкой, а веревкой. Одной из таких двух идей достаточно бы для признания субъекта маниаком, если бы эта идея устойчиво засела в голову, но у Островлевой вследствие необычайной подвижности мышления эти навязчивые или ложные идеи проходили, не образуя устойчивых составов.
В ее способности чувствования были большие различия. Наблюдениями подмечены два такие состояния: первое — обыкновенное, весьма далекое, однако, от нормального, и второе — необыкновенное, подразделяющееся на угнетенное и возбужденное. Необыкновенное состояние находилось в близкой, хотя и не безусловной, связи с неправильной и запаздывающей менструацией. Даже в обыкновенном быту она отличалась слабостью.
Большая слабость сосудодвигательного снаряда производила то, что, несмотря на свое анемическое малокровное сложение, она в один миг менялась в цвете лица, переходя от мертвенной бледности до темнорозовой окраски. Она была причудлива во вкусах, в детстве пожирала уголь и сальные свечи, боялась темноты, имела многие идиосинкразии, без повода смеялась и плакала, то привязывалась к людям и предметам, то отталкивала их без причины. С неимоверной быстротой сменялись в ней душевные акты и переходы от мрачного настроения к веселому и наоборот. В возбужденном, необыкновенном состоянии она страдала частыми истерическими припадками (иногда по два раза в неделю), сопровождаемыми спазмами в горле. Бывали сильные порывы аффекта: глаза горели, она топала ногами, била кулаком по столу, вырывала у себя волосы, кричала, узнав о случившемся с лошадью: «Лучше бы меня убили». В больнице она раздражалась против больных, била их, когда они дотрагивались до ее вещей, рвала книжки, лазила по мебели, кричала громко, требуя вина. Аффект превращался иногда в неистовство и доходил до богохульства, до попыток срывать иконы, чтобы бросать их за окно. Два раза в приюте неистовство кончилось моментом полного бреда, причем зрачки расширялись, кожа была горяча, сознание отсутствовало. По всей вероятности, в одном из таких припадков неистовства с бредом она покушалась в доме предварительного заключения на самоубийство; по свидетельству заведующего тюрьмою, Сенчевского, она в один день в течение не более 40 минут времени повесилась на рукомойнике, так что ее привели потом в чувство растиранием, затем пыталась удавиться тесемкой, на которой носила крестик на шее, наконец, пробовала кинуться через перила с высоты третьего этажа тюремной лестницы вниз на площадку. Самоубийство не есть неизбежный признак сумасшествия, но из показания эксперта профессора Мержеевского вы узнали, господа присяжные, что, по статистическим сведениям, третья часть самоубийств совершается в приступах душевных болезней, а две трети приходятся на все остальные причины: пьянство, материальные потери, горе и обиды, страх наказания, несчастная любовь. Если принять в соображение странную и неестественную напряженность стремления к самоубийству (три покушения в один час), то сама эта напряженность наводит на предположение о бреде, о страсти все разрушать, начиная с самой себя. Конечно, в этот час Островлева была в состоянии полной невменяемости, но едва ли подлежит сомнению, что причины, вызывавшие приступы неистовства, обнаруживали свое неизбежное влияние и на образ действий Островлевой, даже в обыкновенном спокойном ее состоянии.
Что касается до проявлений силы воли, то Островлева никому не подчинялась, была своенравна и упряма, обращалась с людьми и с животными то нежно, то жестоко, но без всякой последовательности, толку и причины. Добро и зло, ласка и гнев изливались внезапно и неожиданно, не как рассудком руководимые действия, а как необъяснимые и даже бессознательные импульсы, вырастающие на почве совсем уродливого психопатического сложения. Беспричинность поступков, отсутствие мотивов, такова самая характерная особенность ее поведения. Здесь мы наталкиваемся на коренной, разделяющий юристов и физиологов вопрос о свободе человеческой воли, вопрос, которого я не могу не коснуться, и коснусь, чтобы устранить все недоразумения.
Разлад между юристами и естественниками по этому вопросу существует более на словах, нежели на деле. По старой памяти, по привычкам мышления, деяние представляется обыкновенно юристу не как результат мотивов, но как произведение свободной воли, которая будто бы определяет человека к действию, сама, будучи неопределима и выбирая мотивы, подставляет тот или другой из них. Если бы эта теория была верна, то в действиях человека не надо бы и доискиваться мотива, так как главное было бы не мотив, а та свобода воли, которая подставляет любой мотив без всякого к тому основания и причины. Если бы эта теория была верна, то все свободные действия нормального человека должны рассматриваться как беспричинные. Такой вывод ежеминутно опровергается опытом. Во всяком уголовном деле и присяжные, и судьи доискиваются прежде всего цели преступника, то есть мотива действия, и успокаиваются вполне только тогда, когда они эту цель ощупали. Им всегда тяжело присуждать кого-нибудь по одной догадке, что у обвиняемого своя цель была, но от суда скрыта. Когда мы знаем человека добрым или злым, то мы с математической точностью можем предсказать, что в данном случае он поступит неизбежно, неизменно и роковым образом, невольно, хотя и сознательно так, а не иначе. Если разобрать все пружины, которые заставляют человека действовать, то их окажется немного, а именно только три и не более: либо страсть, либо ум или иначе расчет, либо, наконец, удовольствие, ощущаемое человеком без отношения к нему самому при созерцании нравственной красоты или добра, удовольствие, которое называют еще иначе, а именно, иногда нравственным чувством, иногда совестью.
Если человека одолеет буря страсти, если она, насилуя его ум, заставит его составить плохой расчет, тем хуже для человека; в нем звучало в момент действия нравственное чувство, подсказывавшее ему, что надо было делать. Во всяком случае, выбор мотива совершился неизбежно в пользу сильнейшего из мотивов, сильнейшего, разумеется, индивидуально, оказывающегося самым могущественным по особенностям характера действующего лица. Если в борьбе одолел преступный мотив, то, хотя решение вышло непроизвольное, человек вполне ответствует за дело потому, что он поступил сознательно. Он должен пострадать за недостаток нравственного чувства, которого он не выработал, впрочем, в течение всей своей жизни предыдущей. Вы его осудите, потому что вы бы не могли поступить так, как он, а по необходимости поступили бы лучше и честнее. Вы по этой мерке судите и себя и всех других нормальных людей, похожих на вас, но если вы сталкиваетесь с непохожими, ненормальными, сумасшедшими, действующими без достаточной причины, без рассудка, без сознаваемых мотивов, то ваша мерка оказывается уже непригодной для оценки поступка. Я вас попрошу проследить с этой точки зрения за Островлевой. Уродливость ее организации и та степень вырождения, до которого она дошла, заставляют сомневаться, находится ли она когда-либо, даже когда она спокойна, в состоянии вменяемости. Сверх того, если вникнуть в образ ее действий в ночь с 29 на 30 августа 1881 г., то нельзя не признать, что он носит на себе признаки полной непоследовательности, полного непонимания ни опасности действия, ни его последствий.
Никакого интереса Островлева не могла иметь в разбое. Ее денежные дела не были запутаны, никаких взысканий на нее не поступало, если бы взыскание поступило, то она могла, во всяком случае, получить средства тотчас же без затруднения от знакомых. Самая сумма, которую бы можно выручить продажей наскоро похищенных вещей, была бы столь незначительна, что не могла бы поправить положения Островлевой, если бы оно и было дурное. Итак, цель действия представляется в виде черного пятна.
Островлева утверждает, что болезнь подруги навела на нее 29 августа неодолимую тоску, от каковой тоски спасаясь, она выпила целый графин ликера и впала в полусознательное состояние (заметим, что 29 августа было днем только что окончившейся менструации).
Встретив Худина, отпросившегося на Лахту, Островлева предложила себя в спутницы, чтобы ехать, куда глаза глядят, чтобы рассеяться. Островлева была весьма откровенна с судебным следователем и врачами и относительно поездки, и относительно продажи лошади, и относительно самых интимных подробностей ее жизни домашней, но о происходившем между Старой Деревней и Лахтой она не объясняется никак, она упорно обходит этот предмет. Очень вероятно, что и эта сцена сохраняется в ее представлениях и памяти в виде черного пятна, что она почти ничего не помнит, потому что была под двойным давлением: под давлением испытанной тоски и опьянения от выпитого ликера. Не знаю, имел ли Худин намерение грабить, когда отправлялся на Лахту, но он знал, что едет с ним женщина не в здравом уме, он мог при этом иметь свой расчет. Нормальная женщина не поехала бы ночью на Лахту, не стала бы простой зрительницей совершающегося перед ней разбоя, а тем более участницей, бежала бы от Худина, дала бы знать в полицию. С сумасшедшей и пьяной легче было справиться. Худин ее посадил в пролетку, обещаясь лошадей и пролетку бросить, свез ее на Разъезжую. На другой день, отправившись в Свечной, она с ужасом увидела, что пролетка и лошадь там, а вдобавок Худин отнес сбрую и вожжи в ее квартиру. Тогда она решилась сбыть поличное, она сбывала его торопливо и сознавала грозившую опасность от преследования. Но при этих заботах ни малейшей осторожности; кажется, делается все, что только можно, чтобы ее тотчас накрыли и уличили. Притом, все настроение ее в этот день, 30 августа, какое-то удивительно странное и вместо тревожного, каким ему следовало бы быть, радостно торжественное. Она весела до безумия и смешлива, устраивает пирушки необыкновенных размеров, покупает шампанского, дюшес, сластей, пишет смехотворную записку и приезжает со всеми покупками домой, устраивает угощение в тот почти момент, когда является полиция, и требует ее в участок. После смущения при виде Савина в участке она впадает опять в равнодушие и во время обыска в ее квартире, когда к ней пристают родные с вопросами, либо отмалчивается, либо грызет семечки. Спрашивается, как вы должны поступить с этой странной и не в своем уме находящейся женщиной?
Здорового человека вы бы осудили, потому что, прежде чем он совершил злое дело, он его обдумывал; страсть, ум, совесть боролись, страсть одолела разум и наложила молчание на протестующую совесть.
Хотя решение последовало в другую сторону, роковым образом, фатально, но человек сознавал свой долг, а следовательно, и свою ответственность. Но в Островлевой мы имеем дело с разумом столь слабым, что его посещают ложные идеи. Все волнения, чувства порывисты и необузданны. Ежеминутно внезапное побуждение, рождаясь в области бессознательного и минуя всякий контроль рассудка и нравственного чувства, воплощается в дело, не оставляя в душе никакого воспоминания о процессе, закончившемся решимостью, о борьбе мотивов, об ответственности. Добираясь да корня зла в деянии, до причин недеятельности рассудка, до слабости нравственного чувства, вы неминуемо наталкиваетесь не на личную вину и даже не на воспитание, а на уродливый от природы физический организм, расстроенные нервы, превратные от самой природы половые инстинкты. От природы это существо обречено на бред, на безумные выходки, на бешенство, жертвой которого делается прежде всего оно само, посягая на свою жизнь. Иного исхода и не будет. Какая польза государству, что эта осужденная зарежется или повесится. Не она первая, не она последняя, много осуждаемо было и осуждается сумасшедших. Это явления печальные, точно упреки нашей цивилизации. Вы не решитесь это печальное явление допустить. Над этой женщиной тяготеет проклятие природы, ее не должна касаться казнь государственная.
Островлева и Худин были судом оправданы. Однако после вторичного рассмотрения дела по протесту прокурора приговор в отношении Островлевой был оставлен в силе, Худин же был признан виновным в совершении данного преступления и осужден.
Тэги:В.Д. Спасович