Гражданская правосубъектность публично-правовых образований
Под публично-правовыми образованиями понимаются:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;
- муниципальные образования: городские или сельские поселения, муниципальные районы, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы либо внутригородские территории города федерального значения.
П. 1 ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Указанное, в частности, означает, что публично-правовые образования являются субъектами гражданского права, обладают гражданской право- и дееспособностью, то есть могут от своего имени приобретать гражданские права и обязанности.
При этом публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях не на основе принципа власти и подчинения (субординации), как это происходит в публично-правовых отношениях, а исходя из равенства участников отношений (координации).
К публично-правовым субъектам применяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Такое положение закона отчасти объясняется тем, что конструкция публично-правового субъекта в гражданском праве схожа с конструкцией юридического лица — в отличие от физических лиц, указанные субъекты имеют «искусственное» происхождение и созданы в праве для определенных целей (задач). Однако если юридические лица в первую очередь предназначены для участия в гражданском обороте, то для публично-правовых образований такое участие носит второстепенный (вспомогательный) характер по отношению к функциям, которые они выполняют в публично-правовых отношениях.
В то же время публично-правовые образования не являются юридическими лицами. В частности, это означает невозможность применения к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям правил о создании, ликвидации, банкротстве юридического лица и т. п.
От имени публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти (для Российской Федерации и ее субъектов) и органы местного самоуправления (для муниципальных образований). Соответствующие органы действуют в пределах их компетенции, которая определяется нормативно-правовыми актами публичного права.
Полномочиями действовать в гражданских отношениях от имени Российской Федерации обладают, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Министерство финансов Российской Федерации. На региональном уровне, в каждом субъекте РФ, также создаются органы исполнительной власти, схожие по функционалу с указанными федеральными органами. Например, к их числу относятся Министерство имущественных отношений Московской области или Министерство имущества Челябинской области.
Для решения вопросов местного значения от имени муниципального образования в гражданских правоотношениях выступает, как правило, местная администрация либо иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (комитет имущественных и земельных отношений, комитет финансов и т. п.).
В результате действий органов государственной власти или органов местного самоуправления участниками правоотношений становятся соответствующие публично-правовые образования, а не названные органы. Здесь надо отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления часто зарегистрированы в качестве юридического лица (в организационно-правовой форме казенного учреждения), и в этом случае они могут участвовать в гражданском обороте, так же, как юридические лица, от собственного имени, например, приобретать мебель или оргтехнику для нужд конкретного органа.
[ays_poll id=31]