Прокурор настоял на иске о компенсации морального вреда
Районный прокурор в интересах инвалида первой группы Тимохина обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Электронный мир» о взыскании денежных средств, уплаченных за приобретенный телевизор ненадлежащего качества, расходов на экспертизу по проверке его качества и о компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Тимохин заявил об отказе от иска о компенсации морального вреда.
Прокурор настаивал на рассмотрении искового заявления с учетом данного требования, ссылаясь на то, что Тимохин понес нравственные страдания, причиненные ему продажей некачественного товара, а также отказом ответчика удовлетворить требования Тимохина в добровольном порядке.
Суд рассмотрел исковое заявление в полном объеме с учетом требования о компенсации морального вреда и вынес решение о его удовлетворении.
Участие в гражданском процессе прокурора регулируется не только ГПК РФ, но и Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 №181 “Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе”, в соответствии с пунктом 2 названного приказа основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, является, в том числе участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
С другой стороны, в соответствии с частью 2 статьи 38 ГПК РФ лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.
Предусмотренное частью первой статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. №2-П и от 26 мая 2011 г. №10-П).
Определение же того, нарушает или нет отказ истца от иска (отказ от части исковых требований) права и законные интересы других лиц, должно производиться судом в каждом случае индивидуально, исходя из обстоятельств конкретного дела, что соответствует закрепленным статьями 118 (часть 1) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципам независимости и самостоятельности судебной власти.
Возражения прокурора против отказа от части исковых требований истца не являются препятствием для принятия отказа от части исковых требований, поскольку законом прокурору, обратившемуся в суд с иском в интересах гражданина, не предоставлено право настаивать на рассмотрении дела по существу в полном объеме, если отказ материального истца от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае, таких нарушений не усматривается, суд был обязан принять уточнение исковых требований.