
Принцип назначаемости судей на должность
Судьи — носители судебной власти. В связи с этим существенное значение для процессуального права имеет принцип наделения судей полномочиями по осуществлению правосудия.
Традиционно этот принцип в процессуальной науке относился к основным принципам организации судов (Е.В. Васьковский, Е.В. Нефедьев и др.). Дореволюционные ученые, анализируя преимущества и недостатки системы выборов и назначения судей на должности, приходили к выводу о том, что наиболее целесообразным является назначение судей центральной правительственной властью по конкурсу. Преимущества назначения, а не избрания на должность, виделись в том, что это соответствует государственному значению судебной власти, устраняет опасность негативных влияний на судей со стороны избирателей, политических партий и местных властей, а также позволяет произвести из числа кандидатов отбор тех, кто имеет более высокую профессиональную квалификацию и обладает иными необходимыми качествами для работы в должности судьи.
См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. M., 1917. С. 25.
В XIX в. система назначения судей на должности правительственной властью существовала в целом ряде европейских стран с развитыми судебными системами (Франция, Италия и др.), в том числе и в России.
В советском гражданском процессуальном праве за основу был принят иной принцип наделения судей полномочиями, а именно принцип выборности судей.
Считалось, что принцип выборности является выражением демократизма в устройстве советского суда. Согласно Конституции СССР все суды образовывались на началах выборности судей и народных заседателей, которые были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитывались перед ними и могли быть отозваны в установленном законом порядке.
Народные судьи избирались населением района (города) сроком на пять лет. Народные заседатели народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели вышестоящих судов избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
В современном российском процессуальном праве действует принцип назначаемости судей на должность.
Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.
Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 119). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Общие требования к кандидатам на должность судьи конкретизируются и дополняются Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Например, уточняется положение о наличии у судей высшего юридического образования. Так, судьями могут быть граждане, имеющие высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Детализируются и требования к возрасту и стажу работы по специальности кандидатов на должность. В частности, судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет, а судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет. Существует и целый ряд других требований к кандидатам на должность судьи (ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Настоящим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей порядок наделения судей полномочиями (ст. 4.1-6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.
Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).
Принцип назначаемости судей нашел правовое закрепление в ст. 128 Конституции РФ, согласно которой:
- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
- судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Судьи всех судов общей юрисдикции назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи—70 лет (ст. 14 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Председатель Верховного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатели, заместители председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей сроком на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.
Следует обратить внимание, выше сказанное имеет отношение к назначению судей федеральных судов общей юрисдикции.
Определенную специфику имеет порядок наделения полномочиями мировых судей.
Согласно ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
В настоящее время ни в одном из российских регионов мировые судьи не избираются непосредственно населением судебных участков. Во всех субъектах РФ наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения соответствующими законодательными органами государственной власти.
Например, согласно Закону г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей г. Москвы. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении этого срока мировой судья в соответствии с законом субъекта РФ может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях»).