Предмет и система международного частного права
Международное частное право (МЧП) соотносится с иными отраслями международного права. Так, в современной юридической литературе существует мнение, что частноправовые отношения нельзя отождествлять с гражданско-правовыми, семейными, трудовыми и иными отношениями. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что в последних правоотношениях существует взаимодействие частноправовых и публично-правовых норм.
На этом основании В. Г. Вельяминов утверждает, что следует разграничивать предметы правового регулирования международного частного права и международного экономического права, как отрасли международного права [Шумилов В. М. Международное экономическое право: учебник для магистров], т. к. «наблюдается тенденция подводить многие публично-правовые отношения, регулируемые публично-правовыми нормами (в их указанном выше значении), под МЧП, трактуя тем самым такого рода отношения как бы в качестве частноправовых» [Вельяминов Г. В. Понятие международного частного права и наука о транснациональных частноправовых отношениях. С. 130].
В силу того факта, что международное экономическое право регулирует не только частноправовые, но и публично-правовые отношения, безусловно, его предмет правового регулирования соотносится с предметом МЧП, т. к. «частноправовые, невластные отношения не могут противоречить основным принципам международного права, хотя и имеют существенные различия по субъектам, вступающим в правоотношения; по методу правового регулирования и по отдельным источникам права» [Попова А. В. Международное частное право. С. 10—11].
Одним из субъектов МЧП является государство, поэтому общие начала международного публичного права применяются и для отношений, регулируемых международным частным правом и имеющим отношение именно к характеристике государства на международной арене, а именно: суверенность, принципы невмешательства во внутренние дела иных государств, недопущения дискриминации (недискриминация) и некоторые другие. Международные и двусторонние договоры, будучи источником МЧП, основаны на принципах международного публичного права. В ряде случаев и МЧП, и международное публичное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих систем методов. Так, к общим институтам следует отнести финансовые, кредитные, инвестиционные отношение, валютное регулирования, гражданско- процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения, отдельные институты патентного, авторского и патентного права.
Различие между предметами правового регулирования международного частного, международного публичного и внутригосударственного права представлено в таблице.
Таблица 1. Различие между МЧП, МПП и внутригосударственным правом
Международное Публичное право | Международное частное право | Внутригосударственное право | |
Предмет (ratio materiae) | Межгосударственные отношения властного характера | Частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом (невластные отношения международного характера) | Внутригосударственные отношения властного и невластного характера |
Субъекты (ratio personae) | Государства; международные межправительственные организации (ММПО) | Государства; международные организации (ММПО и МИПО); физические и юридические лица | Физические и юридические лица; государственные органы |
Источники (ratio legis) | Международные договоры и обычаи | Национальное законодательство; международные договоры и обычаи | Национальное законодательство |
Методы (ratio modi) | Материальноправовой | Коллизионноправовой и материально- правовой | Материально- правовой |
Уникальность предмета регулирования МЧП была определена И. С. Перетерским, утверждавшим еще в 1940 г., что «международное частное право изучает лишь особую группу гражданско- правовых отношений, которые имеют международный характер» [Перетерский И. C., Крылов С. Б. Учебник международного частного права. M.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. С. 5]. Позднее М. М. Богуславский отмечал условность самой характеристики словосочетания «международный характер» в юридическом смысле, поэтому он считал необходимым использовать для определения предмета правового регулирования МЧП признак наличия в правоотношениях иностранного элемента [Богуславский М. М. Международное частное право: учебник. 7-е изд., перераб. и доп. M.: Норма: ИНФРА-М., 2016. С. 19].
В современной учебной юридической литературе по вопросу определения предмета МЧП присутствуют одновременно как узкий, так и широкий подходы к его содержанию. Например, Н. Ю. Ерпылева отмечает, что, если для первого подхода характерно отнесение к предмету МЧП таких гражданско-правовых отношений, как: обязательственные правоотношения в сфере купли-продажи, финансовых расчетов, валютного регулирования, особенностей международной перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта, вопросов наследования и др., то в случае, использования широкого подхода — следует использовать уже понятие «частноправовые отношения», трактуемых как совокупность гражданско-правовых, семейно-правовых, отношений в сфере трудового права, гражданско-процессуального, торгового арбитража, инвестиционного права и т. д., но при условии осложнения их иностранным элементом [Ерпылева Н. Ю. Международное частное право России. (Начало). / Н.Ю. Ерпылева // Гражданин и право. 2002. № 7/8. С. 36].
Именно такой подход к определению содержания предмета правового регулирования МЧП признается главенствующим в современной юридической литературе и именно из него мы и будем исходить при написании настоящего учебника.
Важно запомнить
Предмет МЧП включает «природу норм международного частного права, способы преодоления коллизионных ситуаций, гражданско-правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и государств; внешнеэкономические сделки, международные расчеты, валютное регулирование, трудовые, семейные, инвестиционные отношения, авторское, смежное и патентное право, а также порядок рассмотрения споров и др. [Попова А. В. Международное частное право. С. 9]
Как следует из такого определения, всю систему правовых норм, входящих в предмет правового регулирования МЧП, объединяет тот факт, что все они, являясь имущественными отношениями, не обладают властным характером, и имеют, при этом, в своем составе иностранный элемент. В учебной и научной литературе к таким отношениям относят такие, где:
- Субъектами/субъектом выступают иностранные физические, или юридические лица, или иностранное государство (вступление в брак на территории Федеративной Республики Германия (ФРГ) россиянина и гражданина ФРГ).
- Объект, по отношению к которому возникают соответствующие имущественные отношения, находится не на территории того государства, к принадлежности которого относятся субъекты (нахождение наследственной массы на территории Франции, при этом завещание дано на гражданина Российской Федерации).
- Юридический факт, ознаменующий собой возникновение, изменение или прекращение конкретных отношений имеет место за пределами территории государства, к которому принадлежит субъект и объект правоотношений (смерть российского гражданина в результате автомобильной катастрофы во время туристической поездки на территории Турецкой республики).
Как следует из учебной и научной литературы, подобные варианты иностранного элемента могут быть как в одном из приведенных вариантов, так и при сочетании их в любом соотношении. В пункте 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. 19.07.2018 г.) [«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552] (далее по тексту — ГК РФ) определяет необходимость наличия в содержании правоотношения, отнесенного к международно-частным, «иностранного элемента», не конкретизируя его разновидность.
Однако, по мнению некоторых авторов [Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. Пособие для сдачи экзамена], в этой норме нет указания ни на иностранное государства или международное юридическое лицо (например, транснациональные корпорации, международные банки и др.) как субъекта правоотношения; ни на юридический факт, имеющий место за границей (кроме упоминания в данной статье об объекте гражданских прав), как отдельных видов иностранного элемента.
Данный пробел правовой нормы можно восполнить при расширительном толковании ее содержания вследствие того, что в тексте есть следующая формулировка: «(…) либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом». В. В. Гаврилов отмечает, что все общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования МЧП, можно объединить в две большие группы. К первой следует отнести экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные связи, если в таковых отношениях есть иностранный элемент, поэтому задача МЧП, исходя из них, должна состоять, прежде всего, в регулировании деловых контактов организаций и фирм (иностранных юридических лиц) различных стран (иностранных государств). Для второй группы характерны частноправовые, невластные правоотношения, осложненные иностранным элементом в виде иностранного физического лица в роли субъекта таких правоотношений и юридических фактов, имеющих место за пределами отечественного правопорядка (семейные, наследственные, обязательственные, процессуальные и иные отношения). Поэтому задача МЧП в этой области состоит в обеспечении гарантий правового положения иностранцев на территории России и наших граждан за рубежом [Гаврилов В. В. Международное частное право. Краткие учебные курсы юридических наук. 3-е изд., перераб. и доп. M.: Норма. 2006. С. 6].
Особое значение для понимания международного частного права имеет различение содержание частноправовых и публично-правовых отношений, которые, безусловно, составляют предмет МЧП. Г. В. Вельяминов отмечает, что «частноправовые нормы — это те, которые обеспечивают определенную свободу (автономию) воли частным лицам при установлении правовых отношений как между собой, так и с государством. (…) Они (добавлено нами — А. П.), по определению с точки зрения их vis obligandi, диспозитивны или рекомендательны. Публично-правовые нормы преимущественно императивны» [Вельяминов Г. В. Понятие международного частного права и наука о транснациональных частноправовых отношениях. С. 129].
По мнению Ю. М. Акимовой, существует несколько вариантов определения международного частного права, например:
1) международное частное право — составная часть международного права в широком смысле слова. Оно является одной из отраслей международного публичного права наряду с международным экономическим правом, международным уголовным правом, международным финансовым правом и т.д. [Галенская Л.Н. Тенденции развития правового регулирования международных отношений в XXI в];
2) международное частное право — часть (подотрасль) гражданского права [Малышев К. И. Курс общего гражданского права России. Т. 1];
3) международное частное право занимает особое место в системе права и носит полисистемный характер, когда часть его норм относится к международному праву, а часть — к национальному праву различных государств [Макаров А. Н. Основные начала международного частного права];
4) международное частное право, несмотря на название, является самостоятельной отраслью национального права каждого государства. Нет всеобщего международного частного права, а есть «французское международное частное право», «английское международное частное право», «российское международное частное право» [Акимова Ю. М. Принципы международного частного права] и т. д.» [Асосков А. В. Основы коллизионного права]. Поэтому МЧП одновременно связано как с внутригосударственной отраслью системы права — гражданским правом, так и с отраслью международного публичного права, но не входя в них ни отдельным институтом, ни подотраслью права [Акимова Ю. М. Принципы международного частного права. С. 27].
Общепризнано, что МЧП включает в себя общую и особенную части, при этом в Общую часть входят: источники международного частного права, методы регулирования, учение о коллизионных нормах, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, принцип взаимности и другие принципы МЧП, правовое положение субъектов гражданско-правовых отношений с иностранным элементом; государство как особый субъект гражданско-правовых отношений с иностранным элементом; иностранные юридические лица и иностранные граждане. В Особенную часть — институты права собственности, обязательственного права; кредитных и расчетных отношений; обязательств из правонарушений; авторского и патентного права; семейного права; наследственного права, трудового права, международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража.
Ситуационные задачи
- Две российские организации заключили договор, согласно которому оборудование в г. Орле должно быть поставлено на предприятие в г. Владимире. В контракте имелась оговорка, что в случае возникновения спора он подлежит рассмотрению в Арбитраже при МТПП по нормам германского права. Есть ли в сложившихся правоотношениях иностранный элемент?
- Гражданин РФ заключил договор имущественного найма домовладения, расположенного в Альпах, с французским гражданином. Договор был заключен в г. Лондоне. Охарактеризуйте возникшее правоотношение. В чем проявляется иностранный элемент?