Порядок принятия решений собраний
Общие требования к принятию решения установлены ст. 181.2 ГК РФ.
Процесс принятия решения завершается голосованием участников гражданско-правового сообщества, в ходе которого:
- члены сообщества, участвующие в собрании, отдают свои голоса (осуществляют волеизъявление) «за» или «против» по вопросам повестки дня либо воздерживаются от голосования;
- уполномоченное лицо осуществляет подсчет действительных голосов и определяет итоги голосования, то есть принято ли по вопросу повестки дня положительное или отрицательное решение.
При этом само голосование может:
- быть открытым или тайным;
- быть устным или письменным;
- проходить в очной (при совместном присутствии), заочной (в том числе с помощью электронных или иных технических средств), а также в смешанной (очно-заочной) форме.
Общие положения ГК РФ о решениях собраний не предусматривают каких-либо императивных требований к способам и форме голосования. Однако такие требования зачастую содержатся в специальных законах. Например, решение общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью по вопросу об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса не может быть принято путем заочного голосования (п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Другой пример — в обязательном порядке голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров осуществляется бюллетенями для голосования: (а) при заочном голосовании и (б) в публичном обществе или непубличном обществе, в котором пятьдесят и более акционеров — владельцев голосующих акций (п. 1 ст. 60 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Основные условия, которые должны быть выполнены при принятии решения, — это соблюдение требований к компетенции собрания и кворуму.
Под кворумом в узком смысле понимается минимально допустимое количество членов гражданско-правового сообщества, при участии которых собрание правомочно рассматривать и принимать решения по вопросам своей компетенции.
Вместе с тем для принятия решения по вопросу повестки дня необходимо не только наличие кворума, но и чтобы за решение было отдано установленное количество голосов. В отношении количества голосов, которое необходимо для принятия решения, законодательство специального термина не предусматривает, однако в судебной практике и литературе оно также именуется понятием «кворум».
Таким образом, понятие кворум в широком смысле включает в себя как количество членов гражданско-правового сообщества, необходимое для проведения собрания, так и количество голосов, необходимое для принятия решения.
Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников гражданско-правового сообщества (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ). Это правило устанавливает кворум простого большинства. Однако законом (а для юридических лиц — также уставом) может быть предусмотрено принятие решения квалифицированным большинством (например, две трети голосов участников собрания) или единогласно.
Компетенция собрания гражданско-правового сообщества — это совокупность функций и полномочий, которыми наделено собрание. Перечень полномочий может быть закрытым и открытым. Для собраний некоторых гражданско-правовых сообществ имеет значение разделение обшей и исключительной компетенции. Исключительная компетенция означает, что решение соответствующих вопросов может быть в ведении строго определенного гражданского правового сообщества.
Только при соблюдении требований к кворуму и компетенции волеизъявление участников гражданско-правового сообщества будет образовывать решение собрания, которое, как было указано выше, отражается в протоколе.
Вместе с тем голосованию и оформлению протокола предшествуют организационные процедуры, направленные на созыв и подготовку проведения собрания, которые различаются для разных видов гражданско-правовых сообществ, но в самом общем виде могут быть представлены следующим образом:
- определение круга лиц, которые уполномочены участвовать в собрании;
- определение места и времени проведения собрания;
- принятие решения о проведении собрания и определение повестки дня;
- извещение о проведении собрания уполномоченных на участие в нем лиц;
- предоставление для ознакомления участникам собрания необходимых материалов и информации.
Организационные мероприятия, осуществляемые непосредственно при проведении собрания, включают в себя, в том числе:
- регистрацию участников (при проведении очного голосования);
- избрание председателя, секретаря собрания и определение лица, осуществляющего подсчет голосов.
Тэги:В.А. Мосин