Особенности участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом
Публично-правовые образования могут быть участниками как имущественных, так и неимущественных отношений: вещных, обязательственных, корпоративных, отношений по поводу прав на результаты интеллектуальной деятельности и других. Хотя законом прямо не ограничен круг гражданских прав и обязанностей, которые может приобретать публично-правовое образование, следует признать, что такие субъекты имеют специальную правоспособность, то есть могут иметь только те гражданские права и нести гражданские обязанности, которые соответствуют целям деятельности государства или муниципального образования.
Публично-правовые образования могут являться собственником имущества. В ст. 212 ГК РФ выделяются государственная и муниципальная формы собственности, хотя эти формы содержательно не имеют принципиальных отличий от частной собственности. В то же время некоторые виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Например, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в государственной (федеральной) собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ). Среди особенностей можно также выделить наличие такого специального основания возникновения права государственной и муниципальной собственности как изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ).
Имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности, включая средства бюджета, составляет казну соответствующего образования. Порядок пополнения казны, расходования средств бюджета устанавливается преимущественно отраслями публичного права и регулируется, в частности, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ. Не относится к казне имущество, которое передано в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.
Если говорить об обязательственных отношениях, то публично-правовые образования могут являться стороной, например, в договорных отношениях. Допустим, это могут быть контракты, заключаемые для государственных и муниципальных нужд, или договоры, направленные на распоряжение государственным и муниципальным имуществом — купля-продажа, аренда, концессионные соглашения и т. п. Российская федерация, ее субъекты, муниципальные образования могут быть гарантами по государственной (муниципальной) гарантии (ст. 115—117 Бюджетного кодекса РФ), выпускать облигации государственного (муниципального) займа (ст. 817 ГК РФ) или быть стороной договора о предоставлении бюджетного кредита (ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).
Публично-правовое образование может быть стороной и во внедоговорных обязательственных отношениях, например, возникающих по поводу причинения вреда (гл. 59 ГК РФ) или в связи с неосновательным обогащением (гл. 60 ГК РФ).
В наследственных правоотношениях публично-правовое образование может быть наследником по завещанию (п. 2 ст. 1116 ГК РФ), а также приобретать право собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК РФ).
Участие публично-правовых субъектов в корпоративных отношениях также имеет свои особенности. Так, указанные субъекты могут являться участниками (акционерами) обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. В последнем случае Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования могут быть наделены специальным правом на участие в управлении акционерным обществом, называемым «золотая акция», которое предоставляет, в частности, возможность участвовать в общем собрании акционеров с правом вето при принятии решений по отдельным вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.
Вышеописанные особенности участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях не переводят такие отношения в разряд публично-правовых, хотя и привносят в частноправовые отношения некоторые элементы публичности.
[ays_poll id=32]