Заказчик не указывает точные наименование и описание груза
Заказчик при заключении договора экспедирования не указывает в сопроводительных документах точные наименование и описание перевозимого груза, позволяющие идентифицировать его при утрате. Последствия: Суд не сможет установить, какой именно груз был передан экспедитору. Заказчик не получит возмещение действительного ущерба, вызванного утратой груза.
Основание: пункт 1 статьи 65 АПК РФ.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как предотвратить
При заключении договора экспедирования груза, заказчику нужно уделить особое внимание описанию перевозимого груза, содержащемуся в поручениях экспедитору и в сопроводительных документах (экспедиторских расписках, накладных).
Неправильно ограничиваться указанием только родового признака груза, как, например: «оборудование», «запасные части» и т, п. Лучше использовать детальные формулировки во всем комплекте сопутствующей документации с перечислением наименования, марки, модели, производителя и стоимости перевозимого груза. Это позволит в случае спора сопоставить груз, переданный экспедитору и утраченный при транспортировке.
Поскольку экспедитор, как правило, не использует транспортные накладные в процессе документального оформления перевозки, объявленную стоимость груза можно указать в поручениях экспедитору и экспедиторских документах. Кроме того, в тексте самого договора возможно предусмотреть обязанность экспедитора по внутритарному досмотру и сверке содержимого груза с сопроводительными документами.
Судебная практика
ООО «У.» обратилось к ООО «Д.» с исковым заявлением о взыскании действительной стоимости утраченного при перевозке груза. Экспедитор не отрицал в отзыве на иск факт утраты груза, но возражал против размера заявленных требований. По мнению экспедитора, его ответственность ограничена возмещением ущерба, который определяется из расчета 2 у. е. за кг (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Свой отказ в возмещении реального ущерба ответчик обосновал тем, что представленные доказательства не позволяют сделать вывод об идентичности принятого к экспедированию груза и груза, заявленного истцом как утраченного. Груз был принят к перевозке по количеству мест, а не по номенклатурным номерам и качественным характеристикам. Заявленная стоимость груза составляет 0 руб. 00 коп. Кроме того, при приемке груза экспедитор не проводил внутренний осмотр.
Суд встал на сторону экспедитора. Истец не подтвердил, какие именно товары, их наименование, количество и стоимость были переданы экспедитору для доставки. Содержание приемной накладной с указанием родового признака товара не позволяет сделать вывод об идентичности принятого к экспедированию груза и груза, заявленного истцом как утраченного.
Выдержка из судебного акта: «В приемной накладной <…> груз не поименован, при этом отсутствует указание на характеристики груза, равно как и ссылки на какие-либо сопроводительные документы, содержание которых позволяло бы идентифицировать принятый к перевозке груз. Отсутствие информации о виде и стоимости товара, переданного для экспедирования, свидетельствует о том, что истец не подтвердил в установленном порядке, какие именно товары, их наименование, количество и стоимость были переданы экспедитору для доставки. Отправляя груз без указания его точного наименования в накладной, только с указанием количества мест и веса, без объявления ценности, грузоотправитель принял на себя риск невозможности установления точной стоимости груза» (постановление AC Северо-Западного округа от 19.11.14 по делу №A56-69896/2013).