Банкротство юридических лиц
Российское законодательство определяет понятие несостоятельности (банкротства) как «признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Юридическое лицо считается соответствующим указанному критерию, если требования кредиторов не исполнены им в течение трех месяцев с даты наступления срока их исполнения.
C заявлением о признании юридического лица банкротом может обратиться как сам должник (в ряде случаев это обязанность, за неисполнение которой контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности), так и кредиторы, а также уполномоченный орган (ФНС России) и работники, имеющие неисполненные требования по заработной плате.
Для всех кредиторов, кроме кредитных организаций и государственной корпорации «ВЭБ.РФ», есть обязательный критерий для подачи заявления о признании должника банкротом — требование должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом. Для уполномоченного органа надлежащим подтверждением размера требования считается его решение, вступившее в законную силу.
У кредитной организации и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» как кредиторов право на обращение с заявлением о признании должника банкротом появляется с даты возникновения у должника признаков банкротства.
После подачи заявления суд назначает его к рассмотрению для проверки обоснованности, в рамках которой суд проверяет, имеются ли у должника признаки несостоятельности (банкротства) и имеются ли основания для введения процедур банкротства.
Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства юридических лиц:
- наблюдение (назначается временный управляющий);
- финансовое оздоровление (административный управляющий);
- внешнее управление (внешний управляющий);
- конкурсное производство (конкурсный управляющий).
В ходе любой из процедур, а также до рассмотрения судом обоснованности заявления о признании должника банкротом дело о банкротстве может быть прекращено путем заключения мирового соглашения.
В ходе наблюдения руководитель должника сохраняет свои полномочия, должник часто продолжает осуществлять хозяйственную деятельность. Функция временного управляющего, как следует из самого названия процедуры, заключается в том, чтобы пронаблюдать динамику деятельности должника и сделать вывод о целесообразности введения следующей процедуры исходя из того, возможно ли восстановить платежеспособность должника. Для этого проводится анализ финансового состояния должника. Также временный управляющий проводит анализ сделок должника на предмет возможности оспаривания (как по специальным, так называемым «банкротным», так и по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством). Еще одним важным документом является заключение о наличии/отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. В случае их обнаружения временный управляющий должен обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел.
В процедуре наблюдения проводится первое собрание кредиторов. Оно обладает специальной компетенцией в сравнении с иными собраниями. Плановое собрание кредиторов чаще всего посвящено принятию к сведению отчетов арбитражных управляющих либо определению порядка, сроков и условий реализации имущества должника. Первое же собрание принимает решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о введении следующей процедуры в деле о банкротстве, о формировании комитета кредиторов, об избрании кандидатуры арбитражного управляющего для дальнейшей процедуры либо об определении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя.
Кроме того, в сложившейся практике именно к первому собранию кредиторов привязана дата проведения собрания работников. Собрание работников проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов с целью избрания представителя работников (бывших работников) должника, который обладает всеми полномочиями лица, участвующего в деле о банкротстве, и может защищать права и законные интересы работников.
Временный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о процедуре наблюдения, а также анализ финансового состояния должника, в котором содержатся выводы о возможности восстановления платежеспособности должника. По итогам рассмотрения указанных документов собрание принимает решение о введении дальнейшей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства.
Крайне редко принимается решение о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что фактически в ходе финансового оздоровления должник продолжает хозяйственную деятельность под руководством тех же лиц, однако с «надзором» административного управляющего и собрания кредиторов, и погашает требования кредиторов в соответствии с планом финансового оздоровления. Таким образом, можно провести некоторую аналогию с процедурой реструктуризации долгов гражданина. Между тем в ходе хозяйственной деятельности субъекты зачастую предоставляют друг другу различные отсрочки платежей, составляют соглашения о реструктуризации задолженностей и в ситуации, когда процедура банкротства уже инициирована, указанные меры редко оказываются эффективными. В случае неисполнения плана финансового оздоровления собранием кредиторов и судом решается вопрос о введении внешнего управления или конкурсного производства.
В ходе внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника, и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. При этом ряд компетенций у органов управления сохраняется, но все они касаются предложений по восстановлению платежеспособности должника и их реализации. Собранием кредиторов и судом утверждается план внешнего управления. В случае неисполнения плана внешнего управления собрание кредиторов и суд решают вопрос о переходе к процедуре конкурсного производства.
Целью конкурсного производства является наиболее полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника. Восстановление платежеспособности должника в данной процедуре не предполагается. Конкурсный управляющий увольняет работников должника, поскольку хозяйственная деятельность, по общему правилу, уже не осуществляется.
В установленном законом порядке конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, готовит положение о его реализации, утверждаемое собранием или комитетом кредиторов. В случае если имущество является предметом залога, положение о порядке, сроках и условиях реализации такого имущества готовит кредитор, требование которого обеспечено залогом. Далее имущество реализуется на торгах, а полученные от его реализации денежные средства направляются на погашение требований кредиторов. В случае если имущество не является предметом залога, за счет его реализации сначала погашаются текущие требования (то есть требования, возникшие после принятия к производству заявления о признании должника банкротом), а потом требования, включенные в реестр требований кредиторов. Распределение денежных средств от реализации предмета залога осуществляется с учетом приоритета залогового кредитора.
Важным элементом процедуры банкротства является оспаривание сделок должника. В ходе наблюдения право временного управляющего на оспаривание сделок ограничено, а внешний управляющий и конкурсный управляющий наделены не только правом, но и обязанностью оспаривания подозрительных сделок должника. Кредиторы должника также вправе подавать заявления об оспаривании сделок и участвовать в их рассмотрении.
Кроме того, законом предусмотрен ряд оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и к ответственности в виде возмещения убытков, причиненных должнику и его кредиторам. C таким заявлением вправе обратиться как арбитражный управляющий, так и кредиторы.
Для ряда специальных субъектов законом предусмотрены особенности проведения процедуры банкротства. Такими субъектами являются, в частности, градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, финансовые организации, кредитные организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий, застройщики, а также участники клиринга и их клиенты.
[ays_poll id=28]