
Принцип осуществления правосудия только судом
Принцип осуществления правосудия только судом. Этот принцип провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Правосудие — особый вид государственной деятельности по разрешению гражданских, уголовных и иных дел. Цель правосудия —защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ).
Правосудие осуществляется судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». К числу судов, входящих в судебную систему РФ, относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, наделенные полномочиями по отправлению правосудия в порядке конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
См., например: Шерстюк В.М. Право быть выслушанным и быть услышанным — принцип гражданского процессуального права // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве. M., 2004. С. 57-63; Борисова ЕЛ. Концентрация процесса как принцип гражданского (арбитражного) процессуального права // Теоретические и практические проблемы гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. Сборник научных статей. СПб.; Краснодар, 2005. С. 156-172; Чубарова Е.В. Соотношение принципа процессуальной экономии и принципа процессуального формализма в гражданском процессуальном праве // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Калуга, 2008. С. 417-422; Власов Е.В. Доступность правосудия как принцип арбитражного процессуального и гражданского процессуального права// Российское правосудие. 2013. № 3. С. 81-89; Белякова А.В. Принцип разумности в системе принципов гражданского процессуального права // Вестник арбитражной практики. 2014. № 1. С. 36-40.
Никакие другие юрисдикционные органы, даже если они именуются судами, например третейскими судами, не имеют полномочий по отправлению правосудия.
Положения Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о правосудии конкретизируются в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно ст. 5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, относящимся к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся (ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):
- кассационные суды общей юрисдикции;
- апелляционные суды общей юрисдикции;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды;
- военные суды;
- специализированные суды.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Правосудие как особый вид государственной деятельности характеризуется следующими признаками:
- осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении принципов и правил судопроизводства;
- деятельность судов имеет властный характер.
Властный характер деятельности судов предопределяется тем, что согласно Конституции РФ суд является носителем государственной (судебной) власти. При осуществлении правосудия все государственные органы, должностные лица, граждане должны подчиняться распоряжениям суда, постановления судов имеют обязательный характер.
Обязательность проявляется в том, что:
- вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, юридическими и физическими лицами (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе»);
- неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом;
- никакие другие государственные органы, должностные лица не вправе изменять или отменять постановления суда;
- постановления могут быть изменены или отменены только в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных законом;
- никто не вправе принимать решения, противоречащие вступившему в законную силу судебному постановлению. Правосудие составляет исключительное предназначение судов, на них не могут возлагаться какие-либо другие полномочия, противоречащие юридической природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей.